Губернатор Костромской области
   
Опрос
Удовлетворяет ли Вас качество социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, расположенными на территории Костромской области





Прокуратура информирует

С ноября 2017 года организации в сфере легкой промышленности должны соблюдать специальные правила по охране труда

С 1 ноября 2017 года вступают в силу Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности, утвержденные приказом Минтруда Российской Федерации от 31.05.2017 № 466н.

Правилами определены государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с производством и отделкой тканей и трикотажа, производством нетканых материалов, прядением, производством текстильных изделий и одежды, обработкой кожевенного сырья, дублением и отделкой кожи, выделкой и крашением меха, производством одежды, обуви и других изделий из кожи и меха.

Они обязательны для исполнения работодателями, являющимися как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, при организации и осуществлении ими работ в легкой промышленности.

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда юридические лица могут быть оштрафованы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ на сумму от 50 тыс. до 80 тыс. рублей.

С 1 октября 2017 года ограничен возраст для работы в должностях главврачей и их заместителей

В соответствии со ст. 350 ТК РФ должности руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций, их заместителей замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет.

Срок замещения руководящей должности может быть продлен до достижения работником возраста 70 лет в случае, если:

- учредитель продлевает срок пребывания главврача в его должности по инициативе общего собрания работников медицинской организации;

- руководитель медицинской организации продлевает срок пребывания в должности заместителя руководителя или руководителя филиала в порядке, установленном уставом учреждения.

Отметим, что для трудовых договоров с главврачами или их заместителями, которым на 1 октября 2017 года уже 65 лет либо в ближайшие три года исполнится 65 лет, установлены переходные положения. Такие договоры действуют до истечения сроков, которые в них предусмотрены, но не более чем до 1 октября 2020 года.

При достижении предельного возраста подобного работника нужно перевести с его согласия на другую подходящую должность. Если нужной вакансии нет или работник не согласен на перевод, его придется уволить. Основанием для увольнения является ч. 11 ст. 350 ТК РФ.

 

Как отличить трудовой договор от договора подряда

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2017 № 66-КГ1710 названы отличительные признаки трудового договора от договора подряда.

Из содержания норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор подряда заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик обязан сдать, а заказчик принять и оплатить. Следовательно, целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику. Получение подрядчиком определенного передаваемого (т.е. материализованного, отделяемого от самой работы) результата позволяет отличить договор подряда от других договоров.

От трудового договора договор подряда отличается предметом договора, а также тем, что подрядчик сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; подрядчик работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.

Во-первых, цель договора подряда - получение конкретного результата, а не выполнение работы как таковой.

Во-вторых, подрядчик остается самостоятельным хозяйствующим субъектом и действует на свой риск.

По трудовому договору работник:

- обязуется выполнять определенную трудовую функцию;

- включается в состав персонала;

- подчиняется режиму труда;

- работает под контролем и руководством работодателя;

- не несет риска, связанного с трудом.

Напомним, если гражданско-правовой договор по факту регулирует трудовые отношения, его могут признать трудовым.

За «подмену» договоров работодателю грозит штраф. Для должностных лиц он может достигать 20 тыс. рублей, для юридических лиц верхний предел - 100 тыс. рублей.

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:  Согласно Федеральному закону от 18.06.2017 № 125-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" при работе на условиях неполного рабочего времени работнику может устанавливаться одновременно и неполный рабочий день, и неполная рабочая неделя.

В рамках реализации мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР (их отдельных положений) в законодательство Российской Федерации внесены уточнения в ряд статей Трудового кодекса РФ, касающиеся, в том числе, работы на условиях неполного рабочего времени и оплаты работы сверх нормы рабочего времени.

Так, новая редакция статьи 93 ТК РФ предусматривает, помимо указанного выше, также, в частности, обязанность работодателя в определенных ТК РФ случаях установить для работника неполное рабочее время на удобный для него срок (но не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств). При этом режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

В случае работы на условиях неполного рабочего времени ненормированный рабочий день может устанавливаться работнику, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Также уточняется порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Внесено дополнение, согласно которому оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день.

В случае если на такой день приходится часть рабочей смены, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

____________________________________________________________________________

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок предоставления услуг по ремонту технических средств реабилитации инвалидов будет определяться Правительством РФ

Согласно Федеральному закону от 07.03.2017 № 30-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок предоставления услуг по ремонту технических средств реабилитации инвалидов будет определяться Правительством РФ.

Ранее такой порядок определялся уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в целях упорядочения и актуализации положений федерального законодательства в сфере социальной защиты инвалидов из частей седьмой и восьмой статьи 28 Закона о социальной защите инвалидов, касающейся социально-бытового обслуживания инвалидов, исключены положения о техническом обслуживании средств реабилитации.

Принятие таких поправок обусловлено необходимостью приведения норм указанной статьи в соответствие с действующим законодательством, поскольку ранее действовавшие нормы закона предусматривали отнесение к техническим средствам реабилитации, в том числе, средств для передвижения (легковые автомобили, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколяски). В отношении транспортных средств необходимо было проводить техническое обслуживание.

Выдаваемые в настоящее время технические средства реабилитации технического обслуживания не требуют. В отношении указанных изделий производится исключительно ремонт или досрочная замена, которые осуществляются по решению медико-технической экспертизы.

____________________________________________________________________________

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: В случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала перечисление денежных средств будет осуществляться в течение 10 рабочих дней

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 253 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала перечисление денежных средств будет осуществляться в течение 10 рабочих дней.

Соответствующие поправки внесены в акты Правительства РФ по вопросам распоряжения средствами материнского капитала.

Лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) капитала в полном объеме (либо их часть), в том числе на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Решение об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления принимается органом ПФР в месячный срок со дня получения заявления. В случае принятия "положительного" решения денежные средства будут перечисляться в течение 10 рабочих дней, а не в течение месяца, как это было ранее.

_____________________________________________________________________________

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: С 1 февраля 2017 года будут проиндексированы на 5,4 процента некоторые виды выплат, пособий и компенсаций

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году" с 1 февраля 2017 года будут проиндексированы на 5,4 процента некоторые виды выплат, пособий и компенсаций.

С 1 февраля 2017 года подлежат индексации выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные законодательными актами, указанными в части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, в том числе: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации..."; Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации...", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О полиции", "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

С 1 сентября 2017 года подлежат индексации на 5,4 процента выплаты, предусмотренные частью 10 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

_____________________________________________________________________________

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Период, в течение которого проживающие в России отдельные категории соотечественников могут получить российское гражданство в особом порядке, продлен до 1 января 2020 года

Федеральный закон от 19.12.2016 № 462-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" период, в течение которого проживающие в России отдельные категории соотечественников могут получить российское гражданство в особом порядке, продлен до 1 января 2020 года.

Федеральным законом от 12.11.2012 № 182-ФЗ в закон о гражданстве была введена новая глава VIII.1, которая дала право на оформление гражданства РФ, в частности, следующим лицам:

- дееспособным лицам, состоявшим на 05.09.1991 в гражданстве СССР, прибывшим в РФ для проживания до 01.11.2002, не приобретшим гражданства России в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

- лицам, имевшим гражданство бывшего СССР, получившим паспорт гражданина РФ до 01.07.2002, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, не было определено наличие гражданства России, имеющим гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанные поправки затрагивали интересы более 70 тысяч соотечественников. К настоящему времени нормами главы VIII.1 воспользовались более половины от указанного числа, однако еще несколько тысяч соотечественников, подпадающих под нормы данной главы, остаются с неурегулированным статусом.

Срок действия норм главы VIII.1 был ограничен и заканчивался 1 января 2017 года. Лица, не воспользовавшиеся данными нормами, обязаны были в течение трех месяцев выехать из РФ. В случае неисполнения указанного требования такие лица должны были подлежать депортации.

Новым законом срок действия норм главы VIII.1 продлен до 1 января 2020 года.

С типовым положением Минтруда работодателям станет легче управлять охраной труда

У каждого работодателя должна быть система управления охраной труда.

Обеспечить это поможет вступивший в силу Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, утвердивший соответствующее типовое положение.

Обязанности в сфере охраны  труда будут распределяться по уровням управления. По общему правилу их будет шесть – от производственной бригады до работодателя в целом. Можно установить и иные уровни с учетом особенностей организации. Если у работодателя не менее 15 сотрудников, он сможет упростить систему, сократив число уровней.

Типовое положение поможет и управлять профрисками. Работодателю предстоит выявить, что угрожает жизни и здоровью работников. Это могут быть опасности механические, электрические, климатические и иные. Минтруд выделил около 150 примеров. Методы оценки работодатели определяют сами с учетом характера деятельности, сложности процессов и операций.

____________________________________________________________________________

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Определена процедура установления опеки или попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан со стороны их близких родственников при совместном проживании

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927" определена процедура установления опеки или попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан со стороны их близких родственников при совместном проживании.

Так, установлен перечень документов, которые родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Орган опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает заключение об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия (межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями).

В целях назначения опекуном близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня представления необходимых документов орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных ГК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного:

1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

Кроме того, упрощены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

_____________________________________________________________________________

Обновлены правила предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

Постановление Правительства РФ от 15.11.2016 № 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" обновлены правила предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

Правилами, в частности, определены:

- категории лиц, которые имеют право на получение жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

- механизм предоставления помещений;

- требования к заявлению вынужденного переселенца о предоставлении ему жилого помещения;

- основания, порядок и сроки принятия уполномоченным органом решения о принятии вынужденного переселенца на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда или об отказе в принятии на учет;

- порядок осуществления учета, формирования и ведения учетного дела;

- основания для принятия решения о снятии вынужденного переселенца с учета;

- порядок принятия решения о предоставлении вынужденному переселенцу жилого помещения;

- порядок установления платы за жилое помещение фонда (платы за наем) и определения ее размера;

- основания расторжения или прекращения договора найма жилого помещения фонда, сроки и порядок освобождения жилого помещения в случае принятия решения о прекращении или расторжении договора найма жилого помещения.

Утратившим силу признано Постановление Правительства РФ от 08.11.2000 № 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" с внесенными в него изменениями.

_______________________________________________________________________________

С 3 октября вдвое увеличилась денежная компенсация за задержку зарплат

В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Центрального банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Напомним, что до 03.10.2016 минимальный размер процентов приравнивался к 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России.

______________________________________________________________________________

Утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи

Приказом Минкомсвязи России от 30.06.2016 № 298 утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи.

Под объектами связи понимаются:

- таксофоны;

- пункты коллективного доступа к услугам телефонной связи;

- пункты коллективного доступа к телематическим услугам связи и услугам передачи данных, оснащенные стационарными рабочими местами для доступа в Интернет;

- объекты связи, на которых оказываются услуги телеграфной связи.

Определено, что операторы связи должны, в частности, обеспечивать создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности:

- возможность беспрепятственного входа в объекты связи и выхода из них;

- содействие инвалиду при входе в объект связи и выходе из него;

- возможность самостоятельного передвижения по объекту связи, в том числе с использованием вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля либо иным способом доведения текстовой информации для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объекта связи;

- надлежащее размещение на объектах связи носителей информации о порядке предоставления услуги электросвязи, ее оформления в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги электросвязи звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне либо иным способом доведения текстовой информации для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- обеспечение допуска на объект связи собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Установленные требования применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию и модернизацию объектам связи.

______________________________________________________________________________

Правительством РФ расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом

         Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 772 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95" правительством РФ расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом.

В перечень включено, в частности, заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий.

Кроме того, в частности, предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признанные беженцами соотечественники, имеющие иностранное гражданство и прибывшие в Россию в экстренном массовом порядке, смогут получить свидетельство участника госпрограммы по переселению соотечественников в РФ

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2016 № 502 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637" признанные беженцами соотечественники, имеющие иностранное гражданство и прибывшие в Россию в экстренном массовом порядке, смогут получить свидетельство участника госпрограммы по переселению соотечественников в РФ.

Соответствующие поправки внесены в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с новыми поправками, соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, прибывшие в Россию в экстренном массовом порядке, признанные беженцами или получившие временное убежище в РФ, вправе подать заявление об участии в программе переселения соотечественников и получить свидетельство участника данной программы.

В отношении указанных соотечественников функции по учету, углубленному разъяснению программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, приему заявлений об участии в программе, оформлению свидетельства участника программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами МВД России по субъектам РФ, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.

Кроме того, новыми поправками установлено, что свидетельство участника программы не выдается, ранее выданное свидетельство аннулируется и статус члена семьи участника программы утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в программе, подвергался депортации или передавался РФ иностранному государству в соответствии с договором о реадмиссии.

_______________________________________________________________________________

Ответственность за незаконное получение пособия по безработице

В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон «О занятости населения в Российской Федерации») государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Граждане, получающие пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются этим правом и выполняют свои обязанности, однако среди них оказались те, которые злоупотребляют правом получения пособия по безработице.

В настоящее время участились случаи представления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения.

К наиболее распространенным фактам незаконного получения пособия по безработице относятся: представление справки с завышенным средним заработком; сокрытие гражданином занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице; представление поддельных документов и т.п.

Законодатель не оставил без внимания обозначенные события и предусмотрел наступление уголовной ответственности за незаконное получение пособия по безработице по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество при получении выплат».

Санкцией указанной нормы предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев.

Во избежание комментируемой ситуации граждане должны быть внимательными – своевременно извещать специалистов центра занятости о своем трудоустройстве и других обстоятельствах, которые влияют на получение пособия по безработице.

Участие прокурора в рассмотрении административных дел о принудительной госпитализации граждан в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь

Право на здоровье как вид нематериального блага закреплено в статье 41  Конституции Российской Федерации и статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В действующем законодательстве отсутствует легальное понятие психического расстройства. В широком смысле это состояние психики, отличное от нормального, здорового, включающее в себя заболевания, нарушающие нормальное мышление, поведение и эмоциональные ощущения человека.

Преамбула Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гласит, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку.

Недобровольная госпитализация лиц, страдающих психическими расстройствами, затрагивает такие закрепленные Конституцией Российской Федерации права, как право на свободу передвижения (ст.27) и право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22), поэтому требует строгой законодательной регламентации оснований госпитализации и процедуры ее применения.

Глава 30 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регулирует производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.

Материально-правовые аспекты законности принудительной госпитализации в психиатрическое учреждение в соответствии с позицией Европейского суда по правам человека сводятся к трем основным требованиям:

- медицинским заключением должно быть подтверждено, что лицо страдает психическим расстройством;

- психическое расстройство должно быть такого характера или степени, которые оправдывали бы лишение свободы;

- психическое расстройство должно сохраняться в течение всего периода лечения.

В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании, поскольку психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, зачастую, лишают ее способности к принятию осознанных решений, что может сделать ее социально опасной, вследствие чего оказание психиатрической помощи нередко связано с возможным ограничением личной свободы пациента и применением различных недобровольных мер медицинского характера.

1) Особенности подачи административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, подается представителем медицинской организации в суд по месту ее нахождения.

Административным истцом по указанной категории дел выступает представитель медицинской организации, в которую помещен гражданин, в отношении которого предъявляется административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, указанный гражданин является административным ответчиком.

В административном исковом заявлении должны быть указаны следующие сведения, предусмотренные положениями ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства РФ:

- наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

- наименование административного истца, место его нахождения, сведения о государственной регистрации организации; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца;

- фамилия, имя, отчество административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

- содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

- иные сведения, в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Кроме того, в административном исковом заявлении должны содержаться ссылки на заключение комиссии врачей и иные данные, обосновывающие эти сведения. Административное исковое заявление подписывается руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или его заместителями.

К административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке прилагаются следующие документы:

- мотивированное и надлежащим образом оформленное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, с указанием диагноза, тяжести психического расстройства и критериев его определения, описанием общего состояния гражданина и его поведения и иные материалы, с учетом которых принято решение о помещении гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

- документы, на основании которых составлено заключение комиссии врачей-психиатров о помещении гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, а также документы, свидетельствующие об отказе гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в добровольном порядке;

- мотивированное и надлежащим образом оформленное заключение комиссии врачей-психиатров о том, что позволяет ли гражданину его психическое состояние лично участвовать в судебном заседании, в том числе в помещении суда;

- уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в их адрес копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Данные документы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Прокурору, принимающему участие в рассмотрении административного дела о госпитализации гражданина в недобровольном порядке, необходимо обратить внимание на наличие указанных выше документов.

Выводы комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания гражданина в медицинской организации с учетом его психического состояния должны быть четкими и конкретизированными относительно того, что надлежащая медицинская помощь ему может быть оказана только в условиях стационара, а отказ от госпитализации в добровольном порядке обусловлен состоянием его психического здоровья, неоказание медицинской помощи может вызвать ухудшение состояния здоровья гражданина.

2) Особенности рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке, сроки подачи и рассмотрения судом данного административного искового заявления

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке подается в течение 48 часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

При поступлении соответствующего административного искового заявления судья незамедлительно выносит определение о принятии его к производству и о продлении пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения административного искового заявления, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании п.2 ч.1 ст. 129 Кодекса административного судопроизводства РФ.

После принятия данного административного искового заявления суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела.

В случае возможности для гражданина участвовать в судебном заседании в помещении суда на медицинскую организацию, которой подано административное исковое заявление, возлагается обязанность обеспечить участие этого гражданина в судебном заседании.

Указанная категория административных дел подлежит рассмотрению в течение 5 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании в случае, если его материалы содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, также в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения какой-либо охраняемой законом тайны; на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера; на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина.

О разбирательстве административного дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение суда. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается. Если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения.

Судебное заседание может проводиться в помещении суда или в помещении медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в случае, если суд установит, что психическое состояние гражданина позволяет ему лично участвовать в судебном заседании, но его присутствие в помещении суда является невозможным.

Статьей 277 Кодекса административного судопроизводства РФ определен обязательный состав участников процесса, которые извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела:

- гражданин, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке. При этом он имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию, если его психическое состояние позволяет ему адекватно воспринимать все происходящее в судебном заседании и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни, либо здоровья или для жизни, либо здоровья окружающих;

- представитель указанного выше гражданина (при отсутствии у гражданина представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя в порядке, установленном ч.4 ст. 54  Кодекса административного судопроизводства РФ);

- представитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

- прокурор.

При необходимости суд может вызвать в судебное заседание иных лиц.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 277 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Статьей 304 Гражданского процессуального кодекса РФ, регулировавшей порядок рассмотрения указанной категории гражданских дел, до введения в действие с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства РФ было предусмотрено обязательное участие прокурора в делах о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке. Участие прокурора в административном деле предусмотрено ч. 7 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В этой связи, на помощников прокурора, обеспечивающих участие прокурора в рассмотрении административных дел судом, возлагается повышенная ответственность, поскольку участие прокурора в рассмотрении указанной категории административных дел, оценка законности применения судом норм материального и процессуального права, дача заключения о наличии правовых оснований к удовлетворению административного искового заявления направлена на соблюдение прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан, которые могут быть ограничены судебным решением в своих конституционных правах.

Кроме того, как в ходе судебного разбирательства, так и при проверке помощниками прокурора, обеспечивающими участие в рассмотрении административных дел судом, судебных постановлений на апелляционном сроке необходимо обращать внимание на соблюдение процессуальных сроков подачи и рассмотрения административного заявления, а также прав гражданина на участие в судебном заседании с учетом его состояния здоровья, надлежащее извещение судом участников процесса о месте и времени рассмотрения административного дела.

3) Обстоятельства, подлежащие выяснению судом при рассмотрении административного дела о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь.

 При рассмотрении судом административного дела о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, необходимо установить следующие обстоятельства:

- имеется ли у гражданина тяжелое психическое расстройство;

- влечет ли тяжелое психическое расстройство последствия в виде непосредственной опасности для гражданина или для окружающих, беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;

- являются ли обследование и лечение гражданина возможными лишь в условиях медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

- наличие факта отказа или уклонения гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в добровольном порядке.

При этом обязанность доказывания указанных выше обстоятельств лежит на лице, обратившемся в суд с таким заявлением.

Вместе с тем, при необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Участвующим в судебном заседании помощникам прокурора, необходимо занимать активную позицию, своевременно ходатайствуя об истребовании необходимых для правильного рассмотрения дела доказательств.

4) Решение суда по административному делу по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь

Рассмотрев по существу административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, суд принимает решение:

- об удовлетворении административного иска, если установит наличие оснований для госпитализации гражданина в недобровольном порядке;

- об отказе в удовлетворении административного иска при его необоснованности.

Решение по указанной категории дел должно быть изготовлено в день его принятия. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Кроме того, необходимо отметить, что глава 30 Кодекса административного судопроизводства РФ также регулирует порядок рассмотрения судом административных исковых заявлений о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке, по заявлению врача-психиатра, оказывающего психиатрическую помощь.

В соответствии с ч. 4 ст. 280 Кодекса административного судопроизводства РФ дела о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке рассматриваются с участием прокурора. При этом, неявка извещенных судом о времени и месте проведения судебного заседания прокурора и врача-психиатра не является препятствием для рассмотрения и разрешения данного административного дела.

5) Обжалование решения (определения) суда по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке.

Решение или определение суда по делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, может быть обжаловано в соответствии с положениями Главы 34 КАС РФ, в течение 10 дней со дня принятия судом решения (определения).

В силу требований ч. 6 ст. 299 КАС РФ, при принесении прокурором апелляционного представления (представления), он обязан направить другим лицам, участвующим в деле, их копии и приложенные к ним документы, которые у данных лиц отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

В соответствии с ч. 10 ст. 305 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

Помощникам прокурора, обеспечивающим участие прокурора в рассмотрении административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, при проверке судебных актов на апелляционном сроке необходимо обращать внимание на правильное применение судом норм материального права, соблюдение процессуальных норм в ходе рассмотрения дела и вынесения судебного постановления, своевременно реагируя на незаконные судебные решения путем принесения апелляционного представления (представления) прокурора.

Участвуя в рассмотрении административных дел указанной выше категории, необходимо помнить, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть лишено свободы в целях принудительного лечения исключительно по судебному решению; постановленному в соответствии с законом. Прокурор в таких делах выступает гарантом соблюдения прав социально-незащищенных граждан на свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменены сроки выплаты заработной платы работникам

С 03.10.2016 вступили в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления сроков выплаты заработной платы.

Теперь конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ст. 136 ТК РФ).

При этом заработная плата по-прежнему должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

Например, в силу  ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

О внесении изменений в трудовой договор при возложении на работника полномочий контрактного управляющего

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на  заказчиков, совокупный годовой объем закупок которых не превышает ста миллионов рублей, и у которых отсутствует контрактная служба, возложена обязанность назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).

До 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть любое должностное лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В последующем, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

При этом Законом № 44-ФЗ не предусмотрено положение о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить должность «контрактный управляющий» в соответствии с ее наименованием, установленным указанным Законом.

Таким образом, должностное лицо, на которое возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является субъектом независимо от наименования должности в штатном расписании. Дополнительных оплат в указанном случае Законом № 44-ФЗ не предусмотрено (письмо Минэкономразвития России от 02.04.2015 № ОГ-Д28-4644).

В соответствии со ст. 57 ТК РФ одним из существенных условий трудового договора является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). В связи с этим если после издания приказа руководителя о возложении полномочий контрактного управляющего на работника и внесения новых функций в его должностной регламент в порядке, установленном в учреждении, трудовая функция работника осталась прежней, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

При этом в соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель имеет право в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. Поэтому, в случае если трудовая функция сотрудника после назначения его контрактным управляющим изменилась, работодателю необходимо внести изменения в трудовой договор с сотрудником в установленном порядке.

Также в этом разделе:

Размещено 01.11.2017, 14:56

 

                 

 

Оздоровительная кампания
Телефон "Горячей линии" по оздоровительной кампании в Костромской области (4942)530413,(4942)559032, для лагерей "Синие дали", "Строитель", "Красная горка" и "им. Ю.Беленогова"(4942)350381
Университеты серебрянного возраста
Информация о создании досуговых групп в профессиональных образовательных организациях Костромской области
Социальное обслуживание
Реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»
Социальное обслуживание
по вопросам вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»
Социальная реабилитация
Реабилитация и ресоциализация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ
Оплата труда
«Горячая линия» по вопросам, связанным с оплатой труда работников социальной сферы